Советские мультфильмы: магия детства

Советские мультфильмы занимают особое место в истории мировой анимации. Их значимость заключается не только в уникальных художественных решениях, но и в способности передавать глубокие моральные и этические ценности, которые отражают культурные и социальные особенности времени. Мультфильмы, созданные в Советском Союзе, стали неотъемлемой частью детства нескольких поколений, оставив неизгладимый след в сердцах зрителей.

История создания советских мультфильмов начинается с первых анимационных экспериментов в 1920-х годах. Одним из основоположников советской анимации стал Владимир Сутеев, который внёс значительный вклад в развитие этого жанра. В 1936 году была создана студия «Союзмультфильм», которая впоследствии стала крупнейшей анимационной студией в стране. Под её эгидой были созданы такие известные мультфильмы, как «Ёжик в тумане», «Ну, погоди!» и «Чебурашка», которые стали символами советской культуры.

Советские мультфильмы часто обращались к классическим литературным произведениям, фольклору и мифологии. Это позволило создать многослойные сюжеты, которые были интересны как детям, так и взрослым. Художественный стиль этих мультфильмов отличался разнообразием и экспериментальностью, что делало их уникальными. Например, работы Юрия Норштейна, такие как «Сказка сказок» и «Ёжик в тумане», были отмечены за их глубокую символику и визуальную поэзию.

Культурное наследие советских мультфильмов огромно. Они не только развлекали, но и воспитывали, прививая зрителям важные жизненные уроки. Их влияние прослеживается в современной анимации и кинематографе, где многие режиссёры и аниматоры вдохновляются советскими классиками. Эти мультфильмы продолжают оставаться актуальными и сегодня, находя отклик у новой аудитории благодаря своим универсальным темам и непреходящей художественной ценности.

Сохранение и популяризация советских мультфильмов важны для культурной идентичности и исторической памяти. Они являются важной частью мирового культурного наследия, демонстрируя высокий уровень искусства и глубокую философскую наполненность, что делает их поистине магическими и незабываемыми.

Развитие анимации в Советском Союзе

Анимация в Советском Союзе начала своё развитие в 1920-х годах, когда художники и режиссеры стали экспериментировать с новыми техниками и подходами. Одним из первых аниматоров был Владимир Сутеев, чьи работы заложили основы советской анимации. В 1936 году открытие студии «Союзмультфильм» стало поворотным моментом, поскольку она быстро стала центром советской анимации, выпуская разнообразные мультфильмы.

В первые годы работы студии анимация использовалась преимущественно для пропаганды и образования, что соответствовало политическим и социальным изменениям того времени. Однако со временем тематика мультфильмов расширилась, включив в себя сюжеты на основе народных сказок, литературных произведений и мифологии. Эти изменения позволили создать более глубокие и многослойные истории, которые были интересны как детям, так и взрослым.

Политический контекст сильно влиял на содержание мультфильмов. В годы Великой Отечественной войны мультфильмы часто содержали патриотические сюжеты, поддерживавшие боевой дух населения. После войны анимация стала средством воспитания и образования, прививая молодому поколению важные моральные и этические ценности. Мультфильмы часто изображали идеализированные образы коллективизма и трудолюбия, что соответствовало идеологическим установкам того времени.

Социальные изменения, такие как урбанизация и рост промышленности, также находили отражение в анимации. Эти изменения способствовали появлению новых сюжетов и персонажей, которые отображали жизнь в городах и на производствах. Визуальные стили анимации также эволюционировали, становясь более сложными и разнообразными.

Советские аниматоры, такие как Иван Иванов-Вано и Лев Атаманов, внедряли инновационные методы, что позволило создать уникальные мультфильмы, которые стали культурным феноменом. Их работы отличались высоким художественным уровнем и глубоким содержанием, что принесло им признание как внутри страны, так и за её пределами. Благодаря этим усилиям, советская анимация превратилась в мощный культурный инструмент, способный одновременно развлекать и воспитывать.

Золотая эпоха советской анимации

Золотая эпоха советской анимации охватывает период с конца 1950-х до начала 1980-х годов. В это время студия «Союзмультфильм» создала множество культовых мультфильмов, которые стали неотъемлемой частью культурного наследия Советского Союза.

Одним из ключевых этапов этой эпохи стало создание таких мультфильмов, как «Чебурашка» (1969) Романа Качанова. История о дружбе крокодила Гены и Чебурашки завоевала сердца зрителей благодаря своему трогательному сюжету и уникальным персонажам. Этот мультфильм стал символом советской анимации и обрел культовый статус не только в СССР, но и за его пределами.

Другим важным этапом стало появление «Ну, погоди!» (1969) Вячеслава Котёночкина. Этот мультфильм о приключениях Волка и Зайца привлек зрителей своим динамичным сюжетом, юмором и музыкальным сопровождением. Каждый новый выпуск становился событием, а фразы персонажей вошли в народный фольклор.

Юрий Норштейн стал одним из самых известных и влиятельных режиссёров этой эпохи. Его работы, такие как «Ёжик в тумане» (1975) и «Сказка сказок» (1979), стали эталонами анимационного искусства. Эти мультфильмы отличались глубоким символизмом, философской наполненностью и уникальным визуальным стилем, который сочетал в себе элементы традиционной русской культуры и новаторские анимационные техники.

Лев Атаманов также внёс значительный вклад в золотую эпоху советской анимации. Его мультфильмы, такие как «Снежная королева» (1957) и «Золотая антилопа» (1954), стали классикой жанра. Атаманов мастерски сочетал сказочные сюжеты с глубокими моральными уроками, что делало его работы популярными среди зрителей всех возрастов.

Качество и разнообразие сюжетов советских мультфильмов этого периода привлекали внимание не только детей, но и взрослых. Режиссёры и аниматоры использовали различные стилистические подходы и технологии, что позволило создавать мультфильмы с уникальными визуальными и сюжетными решениями. Такие работы, как «Бременские музыканты» (1969) Инессы Ковалевской и «Маугли» (1967-1971) Романа Давыдова, стали примером удачного синтеза музыки, анимации и литературных произведений.

Золотая эпоха советской анимации оставила неизгладимый след в мировой культуре. Мультфильмы этого периода продолжают вдохновлять современных аниматоров и режиссеров, сохраняя свою актуальность и сегодня.

Творчество студии “Союзмультфильм”

Студия «Союзмультфильм» была основана в 1936 году в Москве и с первых лет своей работы стала ведущей анимационной студией в СССР. Начав с простых образовательных фильмов, студия постепенно расширяла свои горизонты, создавая анимационные шедевры, которые повлияли на мировую культуру. Одной из ключевых особенностей «Союзмультфильма» была способность сочетать технические новшества с глубокой художественной выразительностью.

Одним из первых значительных успехов студии стал мультфильм «Золотая антилопа» (1954), режиссера Льва Атаманова. Основанный на индийской сказке, этот фильм отличался яркими образами и глубокими моральными уроками, что сделало его популярным как среди детей, так и среди взрослых. Атаманов также создал «Снежную королеву» (1957), которая стала эталоном анимационного искусства благодаря своему визуальному стилю и эмоциональному воздействию.

Студия продолжала экспериментировать и вводить новые стили. В 1969 году появился «Чебурашка» Романа Качанова, ставший символом дружбы и доброты. Уникальные персонажи и запоминающиеся истории сделали этот мультфильм одним из самых любимых в Советском Союзе.

Особое место в истории студии занимает «Ну, погоди!» (1969) Вячеслава Котёночкина. Динамичные сюжеты и юмор этой серии сделали её культовой, а персонажи Волк и Заяц стали неотъемлемой частью культурного наследия страны.

Одним из самых влиятельных режиссеров «Союзмультфильма» был Юрий Норштейн, чьи работы «Ёжик в тумане» (1975) и «Сказка сказок» (1979) принесли студии международное признание. Эти мультфильмы отличались сложной визуальной эстетикой и философским содержанием, что позволило им стать классикой мировой анимации.

Кроме художественной выразительности, «Союзмультфильм» известен своими техническими инновациями. Студия активно использовала новые техники и материалы, что позволило создавать мультфильмы высокого качества. В 1969 году был выпущен музыкальный мультфильм «Бременские музыканты» Инессы Ковалевской, который сочетал яркие образы и современную музыку, что сделало его новаторским для своего времени.

Вклад «Союзмультфильма» в мировую анимацию трудно переоценить. Работы студии не только отражали культурные и социальные изменения в СССР, но и становились источником вдохновения для аниматоров по всему миру. Творчество «Союзмультфильма» продолжает жить, влияя на современные мультфильмы и сохраняя свою актуальность для новых поколений зрителей.

Влияние мультфильмов на культуру и общество

Советские мультфильмы оказали значительное влияние на культуру и общество, отражая социальные и культурные аспекты времени. Они не только развлекали, но и выполняли важную воспитательную функцию, формируя мировоззрение детей и взрослых.

Мультфильмы часто использовали народные сказки, мифы и литературные произведения, что способствовало сохранению и популяризации культурного наследия. Примером служат такие работы, как «Золотая антилопа» и «Снежная королева», которые не только представляли зрителям богатые культурные традиции, но и преподносили важные моральные уроки. Эти произведения обучали ценностям дружбы, справедливости и доброты, что было особенно важно в воспитании молодого поколения.

Социальные аспекты, такие как коллективизм и трудолюбие, также находили отражение в мультфильмах. Мультфильмы «Чебурашка» и «Ну, погоди!» подчеркивали важность помощи друг другу и настойчивости в достижении целей. В «Чебурашке» показаны искренние отношения и поддержка, что учило детей ценить дружбу и взаимопомощь. В «Ну, погоди!» Волк, несмотря на свои неудачи, продолжает стремиться к своей цели, что иллюстрирует настойчивость и силу воли.

Политические и идеологические аспекты также играли важную роль в создании мультфильмов. В годы Великой Отечественной войны анимация использовалась для поднятия морального духа населения, создавая патриотические сюжеты, которые вдохновляли на борьбу и поддерживали веру в победу. После войны мультфильмы продолжали воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к Родине, отражая идеалы времени.

Мультфильмы формировали мировоззрение не только детей, но и взрослых. Они становились семейным развлечением, способствующим укреплению семейных ценностей и совместному проведению времени. Взрослые через мультфильмы могли пересматривать свои собственные взгляды и ценности, вдохновляясь примерами героев, что делало анимацию важным инструментом социального и культурного воздействия.

Эстетическая составляющая советских мультфильмов также внесла вклад в культуру. Уникальные визуальные стили и новаторские техники сделали эти произведения признанными шедеврами. Работы Юрия Норштейна, такие как «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок», стали символами художественного новаторства и глубокой философской наполненности. Эти фильмы продолжают изучаться и вдохновлять новых художников и аниматоров.

Советские мультфильмы остаются важной частью культурного наследия, продолжая оказывать влияние на современное искусство и общество. Их универсальные темы и художественная ценность делают их актуальными для новых поколений, сохраняя их значимость и очарование.

Художественные особенности и инновации

Советские мультфильмы отличались своим уникальным визуальным стилем и новаторскими техническими решениями. Аниматоры и режиссеры активно экспериментировали с различными методами и подходами, что позволило создать произведения, которые до сих пор восхищают своей художественной выразительностью и техническим мастерством.

Одной из ключевых особенностей советской анимации была многослойность визуального стиля. Например, в мультфильме «Ёжик в тумане» (1975) Юрия Норштейна использовались тончайшие переходы между светом и тенью, а также глубокий символизм, что создало уникальную атмосферу и эмоциональную глубину. Этот фильм считается одним из самых визуально поэтичных произведений в мировой анимации.

Другим важным аспектом была разработка и внедрение новых технологий. В мультфильме «Снежная королева» (1957) Льва Атаманова использовалась инновационная техника анимации, позволившая создать впечатляющие эффекты снега и льда. Это сделало фильм визуально захватывающим и помогло передать холодную красоту зимнего мира, описанного в сказке Ганса Христиана Андерсена.

«Союзмультфильм» также известен своими экспериментами с цветом и звуком. Мультфильм «Бременские музыканты» (1969) Инессы Ковалевской объединил яркие цветовые палитры и современную музыку, создавая живую и динамичную картину, которая сразу полюбилась зрителям. Этот подход позволил студии создать уникальные визуальные и звуковые образы, которые выделялись на фоне других работ того времени.

Влияние других культур и стилей также сыграло важную роль в развитии советской анимации. Аниматоры часто вдохновлялись традиционными русскими и международными художественными стилями, адаптируя их к своим произведениям. Например, мультфильм «Золотая антилопа» (1954) Льва Атаманова, основанный на индийской сказке, сочетал в себе элементы индийской культуры и традиционного русского художественного стиля, что сделало его уникальным и узнаваемым.

Советские аниматоры также изучали и внедряли западные анимационные техники. Влияние Диснея ощущалось в работах, таких как «Маугли» (1967-1971) Романа Давыдова, где использовались плавные движения персонажей и яркие цветовые решения. Однако советские мультфильмы всегда сохраняли свою уникальную идентичность, сочетая западные техники с собственными инновациями и культурными особенностями.

Немаловажным был и вклад в развитие нарративных структур. Мультфильмы Юрия Норштейна, такие как «Сказка сказок» (1979), известны своей нелинейной структурой повествования и глубокой символикой. Эти фильмы не просто рассказывали истории, но и создавали многослойные образы, которые можно интерпретировать по-разному, что делало их интересными для зрителей разных возрастов и культур.

Технические инновации, такие как использование многоплановых декораций и сложные анимационные техники, также позволили создавать более реалистичные и детализированные миры. Мультфильм «Чебурашка» (1969) Романа Качанова, например, использовал многослойные декорации для создания глубины и перспективы, что придало фильму дополнительное визуальное измерение.

Советские мультфильмы остаются примером художественного и технического мастерства. Их уникальный визуальный стиль и инновационные подходы продолжают вдохновлять аниматоров по всему миру, подтверждая значимость и влияние советской анимации на мировую культуру.

Музыкальное сопровождение в советских мультфильмах

Музыка в советских мультфильмах играла ключевую роль в создании атмосферы и формировании образов. Она не только дополняла визуальный ряд, но и становилась неотъемлемой частью повествования, помогая зрителям глубже погружаться в сюжет и испытывать эмоции героев.

Мультфильм «Бременские музыканты» (1969) Инессы Ковалевской является ярким примером того, как музыка может стать центральным элементом анимационного произведения. Песни из этого мультфильма, написанные Геннадием Гладковым, сразу стали хитами и до сих пор популярны. Музыкальные номера в “Бременских музыкантах” не только украшали фильм, но и развивали сюжет, создавая незабываемую атмосферу радости и приключений.

Другим значимым примером является мультфильм «Чебурашка» (1969) Романа Качанова. Композитор Владимир Шаинский создал музыкальные темы, которые идеально подходили к характерам персонажей и усиливали эмоциональную составляющую фильма. Песни “Песенка крокодила Гены” и “Голубой вагон” стали настоящими гимнами детства для многих поколений зрителей.

Музыка в мультфильмах Юрия Норштейна, таких как «Ёжик в тумане» (1975) и «Сказка сказок» (1979), также играла важную роль. Композитор Михаил Меерович создавал звуковое сопровождение, которое подчёркивало мистическую и философскую атмосферу этих фильмов. Музыка в работах Норштейна помогала передать глубокий символизм и эмоциональную насыщенность сюжетов.

В мультфильме «Ну, погоди!» (1969) Вячеслава Котёночкина музыка также была важной частью повествования. Композиторы Геннадий Гладков и Борис Савельев использовали мелодии, которые подчёркивали комические и динамичные сцены, создавая запоминающиеся музыкальные темы для каждого эпизода. Музыкальное сопровождение «Ну, погоди!» стало неотъемлемой частью успеха этой серии.

Музыка в советских мультфильмах не только сопровождала действие, но и часто выполняла образовательную функцию. В фильмах, основанных на классической литературе, таких как «Снежная королева» (1957) Льва Атаманова, использовались музыкальные композиции, которые знакомили детей с классическими произведениями и помогали развивать их музыкальный вкус.

Влияние музыки на восприятие мультфильмов невозможно переоценить. Она помогала создавать яркие и запоминающиеся образы, усиливала эмоциональное воздействие и делала просмотр мультфильмов более увлекательным и глубоким. Советские композиторы, такие как Геннадий Гладков, Владимир Шаинский и Михаил Меерович, внесли значительный вклад в развитие анимации, создавая музыку, которая остаётся популярной и сегодня.

Музыкальное сопровождение советских мультфильмов продолжает оказывать влияние на современные анимационные фильмы, подтверждая важность и уникальность этого элемента в создании художественных произведений. Музыка делает мультфильмы поистине магическими, добавляя глубину и насыщенность каждому кадру.

Сказочные миры и образы

Советские мультфильмы широко использовали народные сказки и мифы, что позволило создавать уникальные и запоминающиеся миры и персонажи. Эти произведения часто основывались на глубоко укоренившихся в культуре сюжетах, которые были понятны и близки зрителям, как детям, так и взрослым.

Одним из ярких примеров использования народных сказок является мультфильм «Золотая антилопа» (1954), созданный Львом Атамановым. Основанная на индийской сказке, эта история рассказывает о мудрости и справедливости, воплощенных в образе золотой антилопы, которая помогает бедному мальчику бороться с жадным раджой. Мультфильм сочетает элементы индийской культуры с характерной для советской анимации моральной глубиной, что делает его уникальным.

Мультфильм «Снежная королева» (1957), также созданный Атамановым, является адаптацией сказки Ганса Христиана Андерсена. Эта история о борьбе добра и зла, дружбе и самопожертвовании стала классикой мировой анимации. Визуально мультфильм поражает своей красотой и детализацией зимнего мира, создавая волшебную атмосферу, которая очаровывает зрителей.

Использование мифологических сюжетов также нашло отражение в мультфильмах студии «Союзмультфильм». «Аленький цветочек» (1952) по мотивам сказки Сергея Аксакова рассказывает историю о любви и преданности, раскрывая богатую палитру русской фольклорной традиции. Персонажи и сюжетные линии этого мультфильма стали важной частью культурного наследия, передавая мудрость и красоту народных преданий.

Советские аниматоры создавали не только адаптации известных сказок, но и оригинальные сюжеты, которые становились не менее популярными. Например, «Чебурашка» (1969) Романа Качанова, история о дружбе необычного существа по имени Чебурашка и крокодила Гены, завоевала сердца зрителей благодаря своим уникальным персонажам и теплому, доброму сюжету. Персонажи мультфильма стали культурными иконами, олицетворяя доброту и взаимопомощь.

Особое внимание стоит уделить работам Юрия Норштейна, таким как «Ёжик в тумане» (1975) и «Сказка сказок» (1979). Эти фильмы не только использовали элементы сказок, но и создавали уникальные, многослойные миры, полные символизма и философских размышлений. «Ёжик в тумане» поражает своей визуальной поэзией и глубокой эмоциональностью, а «Сказка сказок» предлагает зрителям путешествие по мирам детских воспоминаний и мечтаний.

Создание уникальных персонажей и сюжетов было важной частью советской анимации. Аниматоры и режиссеры стремились к тому, чтобы каждый мультфильм был не только красивым, но и содержательным, несущим важные моральные и этические уроки. Это делало советские мультфильмы не просто развлечением, но и мощным инструментом воспитания и культурного обогащения.

Использование народных сказок и мифов, создание уникальных персонажей и сюжетов сделали советские мультфильмы важной частью мировой культурной сокровищницы.

Советские мультфильмы в современном контексте

Советские мультфильмы оказали значительное влияние на современную анимацию и кинематограф. Их уникальный стиль, художественные решения и глубокое содержание продолжают вдохновлять современных режиссеров и аниматоров по всему миру.

Современная анимация часто заимствует элементы из советских мультфильмов. Например, работы Юрия Норштейна, такие как «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок», служат источником вдохновения для многих аниматоров благодаря своей визуальной поэзии и глубокому символизму. Современные режиссеры стремятся передать ту же атмосферу и эмоциональную глубину в своих произведениях, используя сложные визуальные и звуковые решения.

Многие современные мультфильмы и фильмы также включают отсылки к советской анимации. Например, российская студия «Мельница», известная своими мультфильмами «Три богатыря» и «Иван Царевич и Серый Волк», активно использует элементы русских народных сказок и мифов, продолжая традиции, заложенные такими фильмами, как «Золотая антилопа» и «Снежная королева». Это помогает сохранить культурное наследие и делает современные мультфильмы близкими и понятными широкой аудитории.

Советские мультфильмы также играют важную роль в воспитании новых поколений зрителей. Многие современные родители, выросшие на таких фильмах, как «Чебурашка» и «Ну, погоди!», показывают эти мультфильмы своим детям. Таким образом, сохраняется преемственность культурных ценностей и традиций, а дети знакомятся с классикой анимации, которая учит важным моральным и этическим урокам.

Современная аудитория воспринимает советские мультфильмы с особым трепетом. Для многих они являются неотъемлемой частью детства, вызывая ностальгию и тёплые воспоминания. Кроме того, современные зрители высоко ценят художественные и технические достижения советской анимации, которые остаются актуальными и сегодня.

Советские мультфильмы также получили признание на международном уровне. Они участвуют в различных кинофестивалях, где продолжают получать высокие оценки за свою художественную ценность и новаторские решения. Многие фильмы Юрия Норштейна, Льва Атаманова и других советских режиссеров входят в списки лучших анимационных произведений всех времен.

Советская анимация оказывает влияние и на западный кинематограф. Например, такие известные режиссеры, как Хаяо Миядзаки и Гильермо дель Торо, не раз признавались, что черпали вдохновение из работ Юрия Норштейна и других советских мастеров. Это свидетельствует о глобальном значении и непреходящей ценности советских мультфильмов.

Таким образом, советские мультфильмы продолжают жить и влиять на современное искусство. Их глубокое содержание, уникальные визуальные решения и культурная значимость делают их актуальными и сегодня. Они остаются важной частью мирового культурного наследия, вдохновляя новых художников и режиссеров на создание ярких и запоминающихся произведений.

Заключение

Советская анимация оказала значительное влияние на мировую культуру. Эти мультфильмы не только формировали мировоззрение нескольких поколений детей и взрослых, но и демонстрировали высокие стандарты художественного и технического исполнения, оставаясь образцом для подражания. Работы таких режиссёров, как Юрий Норштейн, Лев Атаманов и Роман Качанов, стали международно признанными шедеврами, вдохновляя аниматоров по всему миру.

Одним из наиболее ярких примеров влияния советской анимации является работа Юрия Норштейна «Ёжик в тумане», которая входит в списки лучших анимационных фильмов всех времён. Его уникальный подход к визуальному повествованию и глубокий символизм сделали этот мультфильм культовым не только в России, но и за её пределами. Многие современные аниматоры признаются, что именно советская анимация повлияла на их творческий путь и стилистические предпочтения.

Советская анимация также сыграла важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия. Мультфильмы, основанные на народных сказках и литературных произведениях, такие как «Золотая антилопа» и «Снежная королева», помогли сохранить богатое наследие русской и мировой культуры, делая его доступным и понятным для широкого круга зрителей. Эти фильмы не только развлекали, но и воспитывали, прививая зрителям важные моральные и этические ценности.

Перспективы сохранения культурного наследия советской анимации остаются важной задачей. В условиях глобализации и доминирования западной культуры важно сохранить и популяризировать уникальные произведения советских мастеров. Современные технологии позволяют реставрировать и оцифровывать старые фильмы, делая их доступными для новых поколений зрителей. Кроме того, проведение выставок, фестивалей и ретроспектив советской анимации помогает поддерживать интерес к этим произведениям и знакомить с ними новую аудиторию.

Советская анимация также оказывает влияние на современное российское кино и анимацию. Множество современных режиссёров и аниматоров, таких как студия «Мельница» и Андрей Хржановский, черпают вдохновение из советских мультфильмов, продолжая традиции высокого качества и глубокого содержания. Они создают новые произведения, которые, сохраняя дух и стиль советской анимации, остаются актуальными и интересными для сегодняшней аудитории.

В заключение, советская анимация продолжает оставаться важной частью мирового культурного наследия. Её уникальные художественные решения, технические новшества и глубокое содержание вдохновляют новых художников и режиссёров, помогая сохранять и развивать традиции высокого искусства. Сохранение и популяризация этих произведений играют ключевую роль в поддержании культурной идентичности и исторической памяти, делая советскую анимацию поистине магической и незабываемой.

Больше в Telegram

Хотите узнать главное и ежедневно получать дополнительные материалы? Подписывайтесь на наш Telegram-канал ‘Мысли в тренде‘!

Читать далее: Что делает советские мультфильмы такими волшебными?

*В Telegram вы найдете ключевые данные, дополненные исследованиями и цитатами, которые помогут вам глубже понять тему.

Статьи по Теме